В XII веке Марк воплощался Саладином – великим мусульманским правителем, покорившим и объединившим исламский мир. Чарльз Роузболт сообщил нижеследующее о беспримерном величии души Саладина.
Случилось так, что один из его подданных по имени Омар возвёл на Саладина обвинение. У Омара был раб, который сбежал, украв деньги. Омар думал, что раб умер, а Саладин присвоил эти деньги. Тогда он обвинил Саладина, требуя возместить ущерб.
После долгих слушаний по этому делу обнаружилось, что умерший не был рабом Омара. Человек более низменного образа мыслей, нежели Саладин, привлёк бы к наказанию Омара за ложное обвинение, но ответ Саладина был великодушен. Он приказал выдать Омару богатое облачение, а также некую сумму денег, которая покрыла бы все расходы.
Председатель суда отметил: «Примите во внимание подчинение Саладина установлениям, предписанным законом, его способность отказаться от своей гордости и его великодушие, явленное там, где он по справедливости мог потребовать наказания».
В другой раз, во времена крестовых походов несколько человек из войска Саладина прокрались в христианский лагерь и захватили богатую добычу. Это было обычным делом в ту пору. Среди захваченных пленников была маленькая девочка. Её мать потеряла голову от горя. Она явилась в лагерь Саладина, рыдая, разрывая на себе одежды, бия себя в грудь.
Через толмача она объяснила Саладину, что произошло. Тот немедленно приказал обыскать лагерь. Не прошло и часа, как пропавшая девочка нашлась. Когда мать увидела её, она бросилась на землю, лицом в пыль, и рыдала так горестно, что сострадательные свидетели, включая султана, плакали вместе с ней.
Впоследствии, – что демонстрирует чувство справедливости Саладина, – он уплатил выкуп человеку, похитившему девочку. Ибо тот был вправе сделать это. И она была бы продана как рабыня в какой-нибудь мусульманский дом. Но как султан, имевший права на всю военную добычу, Саладин мог забрать ребёнка, ничего не заплатив за него.
Во время третьего крестового похода Ричард Львиное Сердце принял решение сразиться с Саладином, чтобы вернуть себе господство над Палестиной. Отношения между этими двумя благородными душами в гуще той кровопролитнейшей войны вновь свидетельствуют о величии души Саладина.
Однажды, увидев Ричарда на поле брани без лошади, Саладин послал ему боевого коня, ибо ему было «жаль, что столь доблестному воину приходится сражаться пешим».
На следующий день силы Саладина сломили сопротивление войска Ричарда. Ричард, который к тому же был тяжко болен, просил мира. Историк Уилл Дюран пишет: «Мечась в лихорадке, Ричард просил фруктов и прохладительного питья. Саладин послал ему груши и персики, снег и своего врача». После этого был подписан мирный договор на три года, а территория поделена.
Дюран утверждает: «Обычно Саладин был великодушен со слабыми, милосерден к побеждённым и настолько превосходил врагов в верности своему слову, что христианские летописцы изумлялись, как такая «неверная» религия могла породить такого благородного человека».
Роузболт приводит интересное свидетельство великодушия Саладина: «Завоевав огромные богатства, он умер в такой бедности, что не хватило денег уплатить за похороны. Он раздаривал целые провинции, а себе, как писал его секретарь, «не оставил ни добра, ни домов, ни недвижимости, ни сада, ни деревни, ни земли, ни какой-либо собственности». В его сокровищнице осталась одна финикийская золотая монета и сорок семь серебряных».
Незадолго до своей смерти Саладин дал совет сыну: «Если я и стал великим, то лишь потому, что завоевал сердца людей добротой и мягкостью».
Жемчужины Мудрости Том 40 № 14
лекция Элизабет Клэр Профет
Комментариев нет:
Отправить комментарий